1) Семантика предложения связана со структурой соответствующей ситуации, что при «накапливании» и «укрупнении» семантических признаков формирует поэтапное смысловое развертывание текста и его смысловую структуру.
2) Семантический признак может отражать: а) одну из сторон описываемого элемента ситуации (на уровне сем); б) элемент в целом (на уровне слов, фразеологизмов); в) координацию элементов (на уровне высказывания и его частей).
3) Вербально выраженные семантические признаки различных реалий текстового мира связываются: а) отношениями дополнения; б) отношениями усиления; в) отношениями контраста, имеющими коммуникативную значимость на разных этапах смыслового развертывания текста: от высказывания до текста.
4) Высказывание, являясь элементом текста, отражает общее фрагментарно и неполно. Оно может включаться в проспекцию и ретроспекцию всего текста.
5) Текстообразующие потенции предложения определяются следующими факторами: а) структурно-семантической организацией предложения; б) инициальностью/ неинициальностью позиции предложения; в) семантической соотнесенностью предложения с последующим композиционно-смысловым звеном текста.
6) Существуют два способа семантического воздействия предложения на текст: а) контактно-когезирующее воздействие; б) ассоциативно-прерывистое воздействие.
7) Как и текст, высказывание имеет поверхностный и глубинный смысл.